- позволяет обеспечить развитие дошкольного образования как открытой государственной
общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами
образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса воспитанника, педагога, родителя (законного представителя) воспитанников.
1.7. Основными пользователями результатов изучения образовательных потребностей и
запросов воспитанников и их родителей (законных представителей) являются:
• педагогические работники;
• воспитанники и их родители (законные представители);
• педагогический совет;
• Совет родителей.
2.
Основные цели и задачи изучения образовательных потребностей и
запросов воспитанников и их родителей (законных представителей)
2.1. Целями изучения образовательных потребностей и запросов воспитанников и
родителей (законных представителей) являются:
•
получение объективной информации о состоянии образовательных потребностей и
запросов, воспитанников и их родителей (законных представителей), тенденциях его изменений и
их причинах;
•
обоснованное формирование части, формируемой участниками образовательных
отношений;
•
принятие своевременных управленческих решений администрацией Учреждения;
•
повышение уровня информированности всех участников образовательных отношений
при принятии решений, связанных с образованием в Учреждении .
2.2. Задачами изучения образовательных потребностей и запросов воспитанников и их
родителей (законных представителей) являются:
•
определение критериев изучения образовательных потребностей и запросов
воспитанников и их родителей (законных представителей);
•
разработка методик изучения образовательных потребностей
и запросов
воспитанников и их родителей (законных представителей), соответствующих каждому
дошкольному возрасту;
•
изучение образовательных потребностей воспитанников и их родителей (законных
представителей) на предстоящий учебный год;
•
анализ результатов изучения образовательных потребностей
и запросов
воспитанников и их родителей (законных представителей);
•
определение возможностей Учреждения в реализации потребностей воспитанников и
их родителей (законных представителей);
•
выявление степени удовлетворенности родителей (законных представителей)
деятельностью Учреждения.
3.
Механизм изучения образовательных потребностей и запросов воспитанников
и их родителей (законных представителей)
3.1. При разработке механизма изучения образовательных потребностей и запросов
воспитанников и их родителей (законных представителей) педагогический коллектив исходит из
процессов согласования потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных
представителей) с возможностями Учреждения в их реализации на уровне дошкольного
образования. В качестве субъекта образовательных потребностей семьи выступают только
родители (законные представители) воспитанников.
3.2. Основой и результатом действия механизма изучения образовательных потребностей
и запросов воспитанников и их родителей (законных представителей) является:
2
• определение спектра услуг и возможностей в рамках образовательной системы
Учреждения;
• выявление личностных запросов каждого воспитанника и его родителя (законного
представителя) в каждой группе;
• учет сформированных потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных
представителей) к содержанию и качеству образования при реализации ФГОС;
• приведение образовательной системы Учреждения в соответствие личностным запросам
посредством преобразования учебных планов, реализации соответствующих парциальных
программ.
3.3. Механизм изучения образовательных потребностей и запросов воспитанников и их
родителей (законных представителей) включает в себя:
- мониторинг образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей
(законных представителей) с использование анкетирования и устных форм общения;
- анализ и оценку основных результатов мониторинга образовательных потребностей и
запросов воспитанников и их родителей (законных представителей);
- собственный анализ на основе выявленных потребностей и запросов
- выработку предложений по использованию результатов мониторинга при подготовке
рекомендаций для согласования деятельности участников образовательного процесса.
3.4. Деятельность педагогического коллектива
Учреждения в рамках изучения
образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных
представителей) и согласования последующих действий по организации функционирования
образовательной системы Учреждения с учетом этих потребностей и запросов осуществляется
поэтапно в течение календарного года по алгоритму (Приложение 1).
3
Алгоритм изучения образовательных
родителей (законных представителей)
Содержание
деятельности
Изучение
потребностей
воспитанников и
родителей (законных
представителей)в
выборе
образовательных
областей
Выбор парциальных
программ.
К
Выстраивание части,
формируемой
участниками
образовательных
отношений
Корректировка
Основной
общеобразовательной
программы, рабочих
программ педагогов
Разработка учебного
плана
Реализация
образовательных
программ,
рабочих
программ педагогов
Анализ
эффективности
результативности
реализации
образовательных
программ
и
потребностей
Приложение 1
воспитанников и
Участники
Форма работы
образовательных
отношений
Подготовительный этап
Воспитанники
и Наблюдение
за
родители (законные интересами
представители)
воспитанников.
Анкетирование
(опрос)
родителей
(законных
представителей)
воспитанников
(Приложение 2).
Педагоги, родители Беседы с педагогами,
(законные
опрос
родителей
представители)
(законных
воспитанников.
представителей)
воспитанников
(Приложение 3).
Педагоги,
Беседы с педагогами
заместитель
заведующего
Организационный этап
Педагоги,
заместитель
заведующего
Заместитель
заведующего,
педагоги
Практический этап
Педагоги,
воспитанники,
родители (законные
представители),
специалисты
Аналитический этап
Заместитель
Мониторинг освоения
заведующего,
образовательных
педагоги,
программ,
специалисты,
анкетирование
родители (законные родителей (законных
представители)
представителей)
воспитанников
Ответственный
Заместитель
заведующего,
воспитатели
возрастных
групп,
специалисты.
Заместитель
заведующего
Заместитель
заведующего
Заместитель
заведующего
Заместитель
заведующего
Заместитель
заведующего
Заместитель
заведующего
Заместитель
заведующего
4
(Приложение
4),
аналитические
справки педагогов
X
5
Приложение 2
Анкета для родителей
Цель: анализ информации о потребностях, способностях,
воспитанников для формирования вариативной части ООП ДО.
интересах
Анкета
Уважаемые родители! Для улучшения качества образования, учета интересов,
увлечений и потребностей воспитанников, предлагаем Вам ответить на следующие
вопросы:
1. Чем любит заниматься Ваш ребенок в свободное время?
2. Есть ли у Вашего ребенка увлечения? Укажите какие.
3. Посещает ли Ваш ребенок кружок, секцию или студию? Укажите какие.
4. Какое занятие доставляет Вашему ребенку радость?
5. Назовите любимую игру Вашего ребенка.
6. Услугами какого кружка, секции или студии Вы хотели бы воспользоваться?
6
Приложение 3
Опрос родителей (законных представителей).
Уважаемые родители!
Для адаптации работы нашего учреждения к потребностям Вашего ребенка и
изучения Ваших интересов в вопросах сотрудничества с детским садом, просим
ответить на следующие вопросы:
1. Что является для Вас главным в воспитании ребенка?
- здоровье, физическое развитие;
- нравственные качества;
- интеллект;
- творческие способности;
- обучение ребенка чтению;
- другое (что именно)
2. Интересуетесь ли Вы вопросами воспитания и развития детей, если да, то через
какие источники информации?
- у воспитателя
- у знакомых
- через специальную литературу
- в интернете
3. Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей?
- о Йелях и задачах дошкольного образования;
- о воспитательно-образовательных программах;
- о проводимых мероприятиях;
- о дополнительных услугах;
- о питании детей;
- о психофизиологических особенностях ребенка;
- об успехах ребенка;
- другое (что именно)
4. Считаете ли Вы. Что у вашего ребёнка есть особые способности, таланты?
- затрудняюсь ответить;
- нет;
- да (какие);
5. Какое направление дошкольного образования Вы бы предпочли для своего
ребёнка? (не более 3-х пунктов)
- физическое развитие;
- художественно-эстетическое направление;
- интеллектуальное развитие;
- эмоциональное развитие;
- музыкальное развитие;
- подготовка к школе;
- техническое развитие;
- другое
6 .Ваши пожелания и предложения.
Большое спасибо за помощь!
7
Приложение 4
Уважаемые родители!
С целью изучения Вашего мнения по качеству предоставляемых нашим
Учреждением услуг, просим ответить Вас на вопросы:
1. Какие из перечисленных характеристик наиболее точно характеризуют
детский сад, который посещает Ваш ребенок:
- удобное месторасположение детского сада;
- хороший уход и присмотр за ребенком;
- внимательное отношение к здоровью ребенка;
- детский сад считается «престижным», «элитным»;
- необременительность для семейного бюджета.
2. Спокойно ли вы уходите на работу, оставив ребенка в детском саду:
- да;
- нет;
- частично.
3. Охотно ли Ваш ребенок ходит в детский сад:
- с желанием;
- через силу;
- редко с желанием.
4. Как Вы считаете, в детском саду работают квалифицированные и
компетентные педагоги и специалисты (умеют создать комфортные и безопасные
условия для развития ребенка, доступно объяснить учебный материал, разрешить
конфликтную ситуацию в группе):
-да;
- затрудняюсь ответить;
- нет.
5. Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых образовательных услуг
(воспитание и обучение):
- удовлетворены полностью;
- удовлетворены частично;
- не удовлетворены.
6. Как Вы считаете, используют ли воспитатели индивидуальный подход к
каждому ребенку:
- используют и есть условия для проведения индивидуальной работы;
- не используют, т. к. нет условий для индивидуальной работы;
- не используют, но есть условия для индивидуальной работы;
7. Как Вы считаете, воспитатели доброжелательны но отношению к детям и
создают для них комфортные условия (благоприятный психологический климат в
группе)
-да;
- частично;
- нет.
8. Удовлетворены ли Вы санитарно-гигиеническими условиями содержания
ребенка в детском саду (условия для охраны и укрепления здоровья, соблюдение
режима дня и др.):
- удовлетворены полностью;
- удовлетворены частично;
- не удовлетворены.
9. Удовлетворены ли Вы степенью информированности о событиях в саду,
группе и с Вашим ребенком (повседневные происшествия, вопросы дисциплины,
питания, успехи ребенка):
8
- удовлетворены полностью;
- удовлетворены частично;
- не удовлетворены.
10. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду все условия для
удовлетворения познавательных и интеллектуальных запросов ребенка, развития
сто способностей:
-да;
- частично;
- нет.
11. Удовлетворены ли Вы материально-техническим и информационным
обеспечением в детском саду (развивающими играми и игрушками, игровым
оборудованием, позволяющим удовлетворять интересы ребенка, интерактивным
оборудованием):
- удовлетворены полностью;
- удовлетворены частично;
- не удовлетворены.
12. Как Вы считаете, территория детского сада имеет привлекательный
внешний вид, хорошо оборудованные места для прогулок и подвижных игр
-да;
- частично;
- нет.
13. Как Вы считаете, Ваш ребенок получает полноценное и разнообразное
питание Ъ детском саду (калорийное меню, соблюдение режима питания, наличие
второго завтрака, витаминизация питания, соответствие объема порций норме):
-да;
- частично;
- нет.
14. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для безопасного
нахождения ребенка (есть пропускная система, безопасное оборудование внутри
детского сада и на участке, пожарная безопасность, мероприятия по профилактике
безопасности, видеонаблюдение):
- созданы;
- частично;
- не созданы;
15. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду...:
- повысилось качество воспитательно-образовательной работы;
- изменилось отношение к детям;
- изменилось отношение к родителям;
- произошли изменения в питании детей;
- проводилась интересная работа с родителями;
- чаще устраивались встречи с психологом, медсестрой детского сада;
- хотелось бы Вам больше знать о своем ребенке, его успехах и трудностях.
16. Каким способом получения информации о ребенке и деятельности сада в
целом Вам удобнее пользоваться:
- родительские собрания;
- личное общение с воспитателем;
- информационный стенд для родителей;
- официальный сайт ДОУ;
- телефон.
9